Последние фото

 

Сообщить о допинге

Московские трамплины под угрозой

17 июля 2013

История московского трамплина на Воробьевых горах возможно скоро  бесславно закончится: трамплин передан в ведение Парка культуры и отдыха им.Горького, где нет ни специалистов, ни энтузиастов, способных возродить это уникальное спортсооружение. Поэтому общественность задается правомерным вопросом: не пора ли объявлять траур по знаменитому московскому трамплину, который, между прочим, до сих пор числится в списке трамплинов на сайте
международной лыжной федерации (ФИС) http://www.fisskijumping.com/.

Подробно об истории трамплина рассказал Юрий Рябинин (cайт http://www.lengory.ru/sportlen.html):  

Один из главных столичных спортивных центров  - 
Воробьевы горы. В основном здесь проводятся соревнования по зимним видам - прыжки
на лыжах с трамплина, двоеборье, слалом.  Впрочем, эти виды стали
всесезонными:  и на трамплинах, и на участке горы лежит искусственное
покрытие,  позволяющее спортсменам и летом вставать на лыжи.  Спорт
на Воробьевке вообще имеет давние традиции.  Еще до революции здесь на
берегу реки существовала гребная база.  А в 1928 году на недавно
переименованных Ленинских горах проходили некоторые состязания первой
Всесоюзной спартакиады: никакого спортивного комплекса в Лужниках тогда
никто даже и не проектировал, а сама Лужнецкая излучина представляла собою
сплошные огороды,  которые весной иногда заливало водой до самой Окружной
железной дороги. 

   Первый трамплин на Ленгорах был построен в 1936 году. 
Он находился под Троицкой церковью. И там до сих пор еще можно различить
его нижнюю часть - гору приземления  -  заросшую, но
вполне узнаваемую. Кстати, именно на этом месте в фильме "О
бедном гусаре замолвите слово" разворачивается драматичный эпизод казни
провинциального актера Афанасия Бубенцова, - храм Св. Троицы на
горе и отлогое приземление - нижняя часть бывшего
трамплина - в кадре вполне узнаваемы. Проектная мощность того
трамплина составляла порядка 40-50 метров, что, впрочем, по тем
временам, считалось очень немало.  Тогда прыжок на лыжах с трамплина
входил в норматив ГТО. И в предвоенные годы на Ленгорах нередко можно было
наблюдать такую картину: к трамплину подвозили роту красноармейцев, и
служивые, нацепив убогие лыжи прямо на сапоги, друг за дружкой
скатывались вниз. Норматив считался сданным, если испытуемый устоял
на ногах и не потерял в полете буденовку. 

   А в 1953 году на Ленгорах по проекту инженера Галли был
построен новый величественный трамплин, который так с тех пор и именуется
- Большой. Хотя, по нынешним меркам,  он совсем не
большой. При его проектной мощности в 60-65 метров,  длина прыжка с большого достигала 80 метров. Но
для своего времени это даже по мировым меркам был очень неплохой
трамплин. Многие известные заграничные мастера приезжали тогда в
Москву, чтобы испытать свои силы на русском трамплине:  чемпионы
мира -- норвежцы Кнудсен, Стенерсен, финны
Кяркинен, Вуоринен,  немец Глас и другие. Само
собою, московский Большой являлся лучшим и главным трамплином в
СССР. В 1950-е годы на нем проходили все чемионаты Союза по прыжкам на
лыжах. 

   Тогда же, в начале пятидесятых, выдающийся
тренер,  воспитавший к тому времени много известных советских
горнолыжников,  профессор МГУ Владимир Эдгарович Нагорный по какой-то
особенной своей методике, по собственному, как теперь
говорят, know-how,  стал готовить летающих лыжников. Результаты
его деятельности оказались впечатляющими:  Москва превратилась в
безусловного лидера в этом виде.  Большинство лучших советских прыгунов
были москвичами. Почему и победа в первенстве Москвы была тогда
достижением не менее почетным, чем в чемпионате СССР. Московская школа Нагорного
дала советскому спорту многих чемпионов и призеров различных международных и
общесоюзных соревнований, летающих лыжников мирового уровня - 
Николая Каменского, Юрия Скворцова, Николая Шамова, Виктора
Афанасьева, Валерия Рябинина,  Михаила Пряхина, Александра
Иванникова, Юрия Крестова и других. Теперь эти имена вряд ли кому-то
знакомы,  кроме специалистов. А когда-то многочисленные поклонники
упомянутых лыжников съезжались со всей Москвы, чтобы увидеть выступление
своих любимцев, точно так же, как футбольные болельщики стремились
попасть "на Стрельцова" и "на Яшина". Вообще этот вид
спорта благодаря своей бесподобной зрелищности был в Москве необыкновенно
популярным. Прыжок с трамплина - это же не только спортивное
состязание,  но в некотором смысле еще и представление, 
захватывающий рискованный трюк.  И обычно на состязания прыгунов
собирались тысячи москвичей: старые фотографии сохранили уникальную
картину,  зимние Ленгоры бывали просто-таки черны от
зрителей. Несколько раз на таких соревнованиях присутствовал
Н. С. Хрущев,  здесь же, на Ленгорах, ближе к
Потылихе, в густых воробьевских зарослях,  располагались его любимые
правительственные апартаменты. Внизу, чуть в стороне от горы
приземления, за забором базы ЦДКА, подгоняли друг к дружке два
грузовика с опущенными бортами, покрывали их ковром и расставляли
стулья. И вот с этого помоста первый секретарь с удовольствием и подолгу
смотрел, как прыгают смельчаки с Большого трамплина.

  И еще недавно можно было даже услышать такое
мнение: для чего вообще нужна эта железная громада? Поддерживать
грандиозный и абсолютно недоходный спортивный объект в пригодном к эксплуатации
состоянии удовольствие чрезмерно дорогое - не лучше ли этот
неперспективный, устаревший по всем статьям трамплин вообще распилить и
освободить от него гору?  Ну этого, конечно, никогда не
произойдет, потому что Большой московский трамплин - уникальный
памятник инженерного дела, такой же, как Шуховская
башня, перекрытия Верхних торговых рядов, Крымский мост и
другое. Но слухи эти появились отнюдь небезосновательно. В
сущности, они являются гиперболой,  иллюстрирующей реальное
бедственное положение московской спортивной школы прыжков на лыжах. 

   Еще в конце 1980-х здесь на Ленгорах базировалось несколько
спортивных обществ, в каждом из которых занимались десятки
лыжников-прыгунов разного возраста. Тренировки здесь проходили по две
смены в день.  И так ежедневно.  Чтобы прыгнуть с трамплина, участники
выстраивались в очередь. Как было бы справедливо начать первые соревнования на
обновленном трамплине с открытия на фасаде старинной спортивной воробьевской
базы мемориальной доски с именами всех знаменитых московских летающих лыжников
и их тренеров,  доставивших в 1950-60 годы этому виду спорта непревзойденную
с тех пор славу! 

Недавно принято решение передать территорию трамплинного
комплекса Парку культуры и отдыха им.Горького. Кстати, ветераны говорят, что
изначально трамплин и был в ведении администрации парка. Но сейчас московская и
российская спортивная общественность очень тревожится о судьбе трамплинов и
спортивной школы: ведь современный трамплин – это очень сложное и
высокотехнологичное спортсооружение, чтобы просто поддерживать его в рабочем и
безопасном для прыжков состоянии нужны опытные специалисты, которые сейчас
работают в школе,  и которых нет в
коллективе Парка культуры. Прыжковый спорт – это не просто развлечение на
игровой площадке, это строгий контроль тренировочных нагрузок и безопасность,
особые методики и много другое. Нас успокаивают, что детские трамплины К-10 и
К-10 останутся, но мы считаем, что недальновидно оставить только два маленьких
трамплина и лишить перспективы юных спортсменов крупнейшего мегаполиса и
столицы России.   А ведь дети увлекаются
видом спорта, строят свои планы, надеются, привыкают к трамплинам.  А где им потом совершенствовать спортивное
мастерство?  Малые трамплины теряют
смысл, если спортсмен не может развиваться дальше.

Ведь даже за животных, которых мы приручаем, мы несем ответственность, а тут
судьбы юных спортсменов.

Мы знаем, что руководство города Москвы и Москомспорта всегда
уделяло большое внимание проблемам зимних видов спорта, их возрождению в
Москве, особенно в предолимпийский период, поэтому мы просим от имени Федерации
прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России, а также от наших многочисленных
ветеранов спорта, которым московский трамплин на Воробьевых горах дал путевку в
жизнь, рассмотреть вопрос о принадлежности территории трамплина и спортивной
школы спортивным организациям, а также о восстановлении трамплинного комплекса
в полном объеме.

Мы также обращаемся ко все ветеранам спорта и просто
любителям прыжков с трамплина и лыжного двоеборья: присылайте нам ваши воспоминания
и ваши пожелания по поводу судьбы московского трамплина. Вместе мы будем
бороться за его восстановление и возрождение былой славой московской школы
прыжков с трамплина.


 

Видеорепортаж канала ТВЦ о тренировках на Воробьевых горах:

http://www.tvc.ru/AllNews.aspx?id=716344b5-666f-4fe5-b976-8010e3558629

Пресс-служба Федерации



« Назад к списку

Наши спонcоры и партнеры: FIS Кондактио Олимпия Bosco